Педагогический совет
«Выполнение требований
ФГОС ДО к организации игровой, исследовательской деятельности – творческий подход»
Воспитатель ср. гр. «Почемучки»
С. М. Балабанова
26.02.2016г.
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков, взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы, в дошкольном учреждении, является правильная организация предметно-развивающей среды. В связи с этим можно сказать, что вопрос о правильном создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным.
В соответствии ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса.
Организация развивающей среды в моей, средней группе «Почемучки», построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные мной в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.
Предметно-пространственная среда группы является:
Содержательно-насыщенной - соответствует возрастным возможностям детей среднего дошкольного возраста и содержанию основной образовательной Программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую деятельность. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
В игровой зоне располагается уголок ряжения, способствующий стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений.
- познавательную деятельность. Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан патриотический уголок, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, герб, флаг, страны и края, дидактические игры…
Мини-библиотека представляет собой стол с ящиком для книг. Все книги постоянно обновляются. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
- исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
Уголок природы расположен недалеко от окна. Цель его: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры. Для наблюдения ежедневного изменения в погоде используется «Уголок природы»; Для опытов и рассматривания имеются разные виды круп, бобовых, магниты, природный материал, сыпучие продукты.
-Для формирования двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики:
В группе оборудован спортивный уголок, для самостоятельной физической активности детей. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, обеспечивает двигательную активность детей в течение дня;
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать ленточки, шнурки и др.
- В уголке «Конструктор» находятся материалы для конструирования. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
Среда в группе является:
1. Трансформируемой:
В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или,
наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: диванчик, стулья, подушки. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
2. Полифункциональной:
Полифункциональность среды в данной группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т. д. ;
Предметы не обладают жестким креплением и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) .
3. Вариативной:
В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;
Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, снежинки на шторах и окне, осенние листья, цветы, библиотека.
4. Доступной:
Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
5. Безопасной:
Материалы и оборудование группы исправно, все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имел возможность
заниматься любимым делом, и позволить детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и мысли.
Имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, дидактические игры на развитие чувства цвета и композиции. В раздевальной комнате организована выставка детского творчества.
Для развития музыкальных способностей детей, в музыкальном уголке есть музыкальные инструменты: барабаны, саксофон, металлофон, бубны, гитара.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду в своей группе, я постаралась сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей, что позволяет детям полноценно развиваться в условиях ДОУ.
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. |