На начало года в группе 21 человек, все дети принимали участие.
Ладовое чувство: высокий уровень-0%
средний уровень-30%
низкий уровень-70%
Музыкально-слуховое представление: высокий уровень-0%
средний уровень-35%
низкий уровень-65%
Чувство ритма: высокий уровень-0%
средний уровень-40%
низкий уровень-60
Средняя группа.
В группе 25 человек, в анализе принимали 18 детей.
Ладовое чувство: высокий уровень-0%
средний уровень-45%
низкий уровень-55%
Музыкально-слуховое представление: высокий уровень-2%
средний уровень-40%
низкий уровень-58%
Чувство ритма: высокий уровень-0%
средний уровень-44%
низкий уровень-56%
Старшая группа
По списку 28 человек, протестировано -25 человек
Ладовое чувство: высокий уровень-5%
средний уровень-55%
низкий уровень-40%
Музыкально-слуховое представление: высокий уровень-15%
средний уровень-45%
низкий уровень-40%
Чувство ритма: высокий уровень-12%
средний уровень-48%
низкий уровень-40%
Подготовительная группа.
Из 29 человек по списку, в анализе 27.
Ладовое чувство: высокий уровень-15%
средний уровень-45%
низкий уровень-40%
Музыкально-слуховое представление: высокий уровень-15%
средний уровень-35%
низкий уровень-50%
Чувство ритма: высокий уровень-10%
средний уровень-50%
низкий уровень-40%.
Данные диагностики показывают, что в начале года у детей есть определенные затруднения. Необходимо выстроить работу с учетом данной диагностики с целью повышения уровня овладения детьми музыкально-ритмических и ритмопластических навыков. Путем интеграции различных видов музыкальной деятельности можно добиться высоких положительных результатов.
Активизация словарного запаса детей посредством музыкальных занятий.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из «способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.
Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.
Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)
Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.
Слушание музыки.
Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. Пение.
Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!
Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.
Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии. Музыкально-ритмические движения.
Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Но нельзя забывать и об игре. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. В современных условиях делается особый акцент на роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.
Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. Особое значение имеют дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи. Театрализованные игры позволяют сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. В подвижных и хороводных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения. Игры-эксперименты дают детям возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.
Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.
Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.
Умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а в процессе приобщения к игре. Поэтому нужно учить детей играть.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2014-2015 г.г.
Тема:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Обеспечение безопасности и здоровый образ жизни дошкольников»
содержание
самообразование
Работа с детьми
Работа с родителями
Срок реализации
Примечание
Опасности дома
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме
Занятие по пожарной безопасности «Спички детям не игрушка». Просмотр видеоматериалов. Беседы, игровые ситуации, тренинги.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
Обучение детей приемам защитного поведения. Просмотр видеоматериалов.
Игровые тренинги, ситуации.
Тест для родителей «Грамотный пешеход».
Памятка по правилам дорожного движения.
Декабрь, январь.
Дидактическое пособие- диск «Уроки тетушки Совы»,
Дидактические игры.
Опасности в общении с незнакомыми людьми
Формирование методического комплекса.
Занятие на тему
« Правила поведения детей с незнакомыми людьми». Просмотр видеоматериалов.
Беседа: «Ребенок и его старшие приятели».
Консультация для родителей.
Февраль, март
Конспект занятия,
Дидактическое пособие- диск «Уроки тетушки Совы»,
Дидактические игры.
Опасности на природе
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
Подведение итогов.
Занятие на тему «Грибы-съедобные и несъедобны».Использование художественной литературы, иллюстраций к сказкам, беседы, игры.
Беседа на прогулке: «Бережное отношение к живой природе».
Творческая игра: « Магазин овощей и фруктов».
Памятка для родителей об оказании первой помощи при укусах насекомых.
Консультация для родителей.
Апрель, май
Конспект занятия,
Дидактическое пособие- диск «Уроки тетушки Совы»,
Дидактические игры.
Сочинение
«С книжных страниц на большой экран»
А.Вознесенский «Авось»
А.Рыбников «Юнона и Авось»
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад «Солнышко»
О. А. Деянова
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду.
А.Вознесенский.
Рок-опера "Юнона и Авось "-это мое любимое произведение в данном жанре. Почему? Это была первая советская рок-опера, которую, впрочем, из-за особенностей режима создатели - автор либретто Андрей Вознесенский и автор музыки Алексей Рыбников - отнесли к другому жанру, назвав ее современной оперой «Юнона и Авось».
Само словосочетание рок-опера звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну». Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе. Про ежа и про ужа… Вспомним весёлую загадку: что получится, если скрестить… Вот и с рок-оперой примерно такая же ситуация. Потому что к 60-70 годы музыкальная история жанра оперы насчитывала 370 лет, а рок-музыка, как стиль едва ли существовала более 20. Но видимо, рок-музыканты были очень смелыми ребятами, и брали в свои руки всё, что хорошо звучало. Вот и дошла очередь до самого консервативного и академического жанра: оперы. Потому что более далекие музыкальные явления, чем опера и рок-музыка трудно найти. Сравним, в опере играет симфонический оркестр, поёт хор, иногда есть балет, певцы на сцене разыгрывают некое сценическое действо и всё это происходит в оперном театре. А в рок-музыке — совершенно другой тип вокала (не академический). Электронный (микрофонный) звук, электрогитары, бас-гитара, электронные клавиши (органы) и большая ударная установка. И вся рок-музыка рассчитана на большие, часто открытые пространства. Действительно, трудно соединимые жанры. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер. Создание репертуарной рок-оперы – дело очень трудное и требует кроме всего прочего большого таланта от автора музыки. Вот почему сегодня на сценах театров идут «старые» советские рок-оперы, включая «Юнону и Авось» А. Рыбникова, которую можно назвать одной из лучших российских (советских) рок-опер.
Содержание ее основано на реальных событиях. В основе сюжета – трагическая история любви русского графа и мореплавателя Николая Резанова и дочери испанского наместника Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо. Основная сюжетная линия правдива во всех вариантах, она берет начало с того момента, когда в 1806 году к берегам Калифорнии под флагом российского флота и под предводительством русского графа и камергера Его Императорского Величества пристали два брига – «Юнона» и «Авось». Содержание всего остального действия допускает разные, порой противоречивые толкования уже потому, что история стала поводом для создания многочисленных поэм, опер, балетов и просто искусствоведческих исследований. А художественное творчество предполагает разной степени погрешности перед истиной, в чем и признавался автор поэмы «Авось» Андрей Вознесенский. А в постановке театра Ленком, в творческом содружестве автора музыки Алексея Рыбникова и режиссера Марка Захарова произведение обрело свое постоянное название – «Юнона и Авось». Сорокадвухлетний государственный деятель и флотоводец, вдовец и отец двоих детей Николай Петрович Резанов, мечтающий о плавании к берегам Северной Америки, но получающий отказ за отказом, ищет заступничества у иконы Матери Божией и признается ей в своей неправедной страсти к ней как женщине. Богоматерь прощает его и обещает свое покровительство. Вскоре он и вправду получает от императорского двора высочайшее повеление отправляться к берегам Калифорнии, чтобы доставить продовольствие к русским колониям на Аляске. И вот бросают якорь в заливе Сан-Франциско русские корабли «Юнона» и «Авось». Содержание действия отныне развивается стремительно. На балу у дона Аргуэльо в честь прибывшей русской экспедиции граф знакомится с дочерью хозяина, 16-летней Кончитой. Здесь же он узнает, что дом Аргуэльо готовится к свадьбе юной Кончиты и молодого идальго Фернандо. Очарованный красотой девушки, Резанов тайком проникает в ее спальню, молит ее о любви и овладевает ею.
«Белый шиповник, страсти виновник
Он ей, смеясь, отдал,
Листья упали на подоконник,
На пол упала шаль…»
Голос Богородицы вновь нисходит к ним, и в душе Кончиты пробуждается ответная любовь. Но за свой проступок граф должен заплатить дорогую цену: оскорбленный Фернандо бросает ему вызов и погибает от его руки.
Русская экспедиция спешно покидает Калифорнию. Резанов тайно обручается с любимой, поскольку совершить церковный обряд между невестой –католичкой и православным женихом было невозможно без специального разрешения папы Римского. Однако им не суждено больше увидеться. По пути Резанов тяжело заболевает и умирает под Красноярском. Кончита отказывается верить страшным известиям и ждет возлюбленного тридцать пять лет, после чего постригается в монахини (в постриге Мария Доминго) и заканчивает свои дни затворницей, чтобы со временем воссиять людям в образе Вечной Любви.
В Ленкоме постановка имела удивительно счастливую судьбу. На сценах многих стран показывали спектакль «Юнона и Авось», каждые гастроли неизменно было триумфальными. Не последнюю, если не первую роль играли безмерный талант, энергетика и харизма исполнителей главных ролей. В разное время роль графа Резанова играли Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, можно увидеть в этой роли Виктора Ракова и других известных актеров. В роли Кончиты - Елена Шанина, Алла Юганова. В других ролях были заняты Александр Абдулов, Ирина Алферова, Лариса Поргина и другие. При всех достоинствах последующих составов дуэт Николая Караченцова с актрисой Еленой Шаниной, по отзывам большинства зрителей, так и остался непревзойденным по своей бешеной энергетике. Недаром хит жанра мюзикла «Я тебя никогда не забуду» в этом исполнении до сих пор не теряет популярности. КончитаАргуэльо умерла в 1857 году и была похоронена на монастырском кладбище, откуда ее прах был перенесен на кладбище Святого Доминика. Граф Николай Петрович Резанов в 1807 году был похоронен на кладбище городского собора Красноярска. Спустя почти два века, в 2000 году, на его могиле был установлен беломраморный крест, на котором с одной стороны читается: «Я тебя никогда не забуду», а на другой написано: «Я тебя никогда не увижу».
Десять лет в ожиданьи прошло
Ты в пути. Ты все ближе ко мне.
Чтобы в пути тебе было светло,
Я свечу оставляю в окне.
Двадцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
Ты поборешь всемирное зло...
Я свечу оставляю в окне.
Тридцать лет в ожиданьи прошло,
Ты в пути, ты все ближе ко мне.
У меня отрастает крыло!
Я оставила свечку в окне. А.Вознесенский.
Формирование выразительной речи на музыкальных занятиях посредством театральной деятельности.
Основным результатом моей деятельности как музыкального руководителя я считаю повышение степени заинтересованности воспитанников, активности их во время организованной и самостоятельной деятельности. Однако, нередко на утренниках и развлечениях при чтении стихов или выполнении какой – либо роли приходится слышать невыразительную речь детей. Это отразилось и в результатах диагностики в начале года. Таким образом, явными оказались проблемы недостаточной раскрепощенности детей, проникновения в суть образа, а также тусклая, невыразительная речь. То есть можно говорить о необходимости развития творческих способностей детей.
Театральная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Беря на вооружение театрально-игровую деятельность в работе, хочется дать дошкольникам толчок к развитию их творческих способностей, возможность понимать художественный образ, научить с желанием выступать на публике. Выразительное исполнение стиха ( песни), требует развитие техники речи: дикции, дыхания, темпа, фразировки, расстановки акцентов. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются короткие потешки и стихи А.Барто « Игрушки». В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Есть момент игрового действия. Эти особенности облегчают процесс запоминания. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Пение таких небольших попевок дополняется игровыми действиями, которые совершают дети, например, стихотворение А.Барто « Лошадка», дети изображают, как они едут на лошадке.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по восприятию текста произведения, по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, петь песни, пользуясь естественными интонациями. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо ясно и выразительно исполнять текст, проявляя инициативу и самостоятельность. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, выступление даже в небольшой роли способствует раскрепощению и реализации творческих сил. Упражнения на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей песен, хороводов и игр помогает лучше овладеть своим телом, учат замечать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко излагать свои мысли и излагать их публично.