Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 10.02.2025, 03:08

МБДОУ детский сад "Солнышко"

Сведения об образовательной организации
Полезные ссылки

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Рязанской области

Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области

Правительство Рязанской области

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Категории раздела
Педагогическая деятельность ДОУ [15]
Материально-техническая база ДОУ [1]
Нормативно-правовая база ДОУ [19]
Новости ДОУ [3]
Диалог с родителями [6]
Наш профсоюз - вместе мы сила [10]
Публичные отчеты ДОУ [17]
Структура и органы управления образовательной организацией [3]
Образовательные стандарты [2]
Руководство. Педагогический состав [3]
Финансово-хозяйственная деятельность [2]
Вакантные места для приема (перевода) [6]
Образование [6]
Стипендии и иные виды материальной поддержки [1]
Платные образовательные услуги [1]
Документы [4]
Антикоррупционная деятельность в ДОУ [6]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Наш профсоюз - вместе мы сила

Всемирный день охраны труда
26.04.2016, 10:25

28 апреля в детском саду день прошел под девизом "Стресс на рабочем месте: коллективный вызов". В преддверии этого дня был проведен семинар - практикум по теме "Выгорание на рабочем месте".

Каждый сотрудник получил консультацию - листовку как снять стресс как физической усталости так и психоэмоциональной.

Семинар-практикум

«Стресс, его последствия и способы преодоления»

Сегодня мы поговорим о стрессе в жизни человека, в частности педагога дошкольника.

Наша профессия одна из самых затратных в плане расходования психической энергии, то есть – риск получения стресса у педагога очень велик. Мы сегодня рассмотрим не только особенности стрессового состояния, но и возможные варианты его преодоления.

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, что бы это никаким образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.

Стресс в переводе с английского означает «напряжение».

По классическому определению Ганса Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Стрессов вообще нельзя избежать. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные условия.

Динамика протекания стрессового состояния одинакова практически у всех людей.

Выделяются три основных стадии развития стрессового состояния у человека:

 

РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ нарастание напряженности (первая стадия) ;

 

ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ собственно стресс (вторая стадия) ;

 

ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ снижение внутренней напряженности (третья стадия) .

Группы людей по стрессоустойчивости.

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:

Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают.

Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды.

Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.

Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки.

Стрессы современного человека.

 

 

КУЛЬТУРНЫЙ СТРЕСС. Он возникает в том случае, когда нельзя ударить, убежать или хотя бы накричать. Такой стресс чаще всего встречается в работе младшего и среднего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС. Наиболее часто этот вид стресса встречается у бизнесменов и любого руководящего состава. Каждый, кто раз брал на себя какую-либо ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для которого необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информация.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. Это один из ведущих стрессов современности. Каждую минуту нас окружают сотни и тысячи людей. Мы находимся в непрерывном процессе общения. Находясь на работе, человек не имеет права отказаться от общения с окружающими, однако человек – не робот. Неизбежно возникают обиды и разногласия, как результат – эмоциональный стресс.

Этот стресс распространяется повсеместно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую совершенно незнакомыми.

 

СТРЕСС БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания. Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.

Признаки стресса.

Они делятся на три категории:

физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т. д.) ;

эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т. д.) ;

поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.) ; Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Профилактика стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Перечень причин стрессов необъятен.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и др.

К этим стрессорам добавляются и проблемы в личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

Любая стрессовая ситуация может стать основной причиной психических и эмоциональных расстройств. Однако нарушения психики развиваются под воздействием целого комплекса условий, и будет преувеличением приписывать все проблемы такого рода только стрессу. Но то, что на душевное состояние и его стабильность оказывает сильное влияние наша реакция на стресс, не подлежит сомнению. Последствиями стресса могут быть:

чувство опустошенности;

депрессия;

суицид;

шизофрения;

сексуальные расстройства;

неврозы;

физические боли и т. д.

 

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше. Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т. д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни.

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных. Антистрессовое упражнение.

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти негативные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Антистрессовое действие чая.

Чай хорош до стресса, во время стресса и после стресса, как профилактическое средство, он повышает устойчивость к физическим, психическим и эмоциональным нагрузкам, его способность восстанавливать силы, а также содержание в нем витаминов и микроэлементов делают его незаменимым напитком в послестрессовой обстановке.

 

КАК СНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т. е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

Научиться планировать своё время.

Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время.

Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.

Вне работы о работе стараться не говорить.

Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

 

СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

Релаксация

Правильное питание

Разрядка по восточным методикам

Плеск воды и благоухание масел

Лекарственные настои, чаи.

Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии

Цветотерапия

Переключение на другие виды деятельности

Рефлексия.

Участник, в чьих руках находится мяч, говорит о том, что нового и интересного для себя он узнал.

Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

 

Рекомендации для педагогов

по профилактике и устранению "выгорания"

1.  Определение  краткосрочных  и  долгосрочных  целей.  Первое  не  только  обеспечивает  обратную  связь,  свидетельствующую  о  том,  что  человек находится  на  правильном  пути,  но  и  повышает  долгосрочную  мотивацию.

Достижение  краткосрочных  целей  -  успех,  который  повышает  степень самовоспитания.  К  концу  очередного  рабочего  года  очень  важно  включить цели, доставляющие удовольствие.

2.  Общение.  Когда  люди  анализируют  свои  чувства  и  ощущения  и  делятся ими  с  другими,  вероятность  "выгорания"  значительно  снижается,  или  этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если Вы  делитесь  своими  отрицательными  эмоциями  с  коллегами,  те  могут помочь найти Вам разумное решение возникшей у Вас проблемы.

3.  Использование  "тайм-аутов".  Для  обеспечения  психического  и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется,  многие  люди  вынуждены  работать  практически  без  перерывов

круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4.  Овладение  умениями  и  навыками  саморегуляции.  Овладение  такими психологическими  умениями  и  навыками,  как  релаксация,  идеомоторные акты,  определение  целей  и  положительная  внутренняя  речь,  способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную  жизнь.  Определяя  реальные  цели,  следует  находить  время  и  для работы,  и  для  личной  жизни,  что  будет  способствовать  предотвращению "выгорания".

5.  Сохранение  положительной  точки  зрения.  Найдите  людей,  которые обеспечат  социальную  поддержку  и,  следовательно,  помогут  сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности  и  напряженности.  Но  завершение  работы  не  всегда  устраняет сильные  психологические  чувства,  особенно  если  работа  не  принесла нужных  результатов.  Эмоции  часто  усиливаются  и  проявляются  в  ссорах  с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

7.  Поддержание  хорошей  спортивной  формы.  Между  телом  и  разумом существует  тесная  взаимосвязь.  Хронический  стресс  воздействует  на организм  человека,  поэтому  очень  важно  поддерживать  хорошую спортивную  форму  с  помощью  физических  упражнений  и  рациональной диеты.  Неправильное  питание,  увеличение  или  снижение  массы  тела

отрицательно  влияют  на  уровень  самооценки  и  способствуют  развитию синдрома  "выгорания".  Когда  Вы  испытываете  определенный  стресс, попытайтесь  сохранить  хорошую  спортивную  форму,  что  поможет  Вам остаться устойчивым и психически.

Учитывая  влияние  личностных  характеристик  на  развитие  синдрома эмоционального  выгорания,  перспективным  является  использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник  с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального  выгорания.  Личностно-ориентированные  методики  должны быть  направлены  на  познание  своих  личностных  особенностей  и  развитие

необходимых  качеств  и  навыков.  Арт-терапевтические  техники  в  данном случае  будут  способствовать  повышению  психологической  компетентности педагогов,  снятию  напряжения,  развитию  умений  направлять  свои негативные  эмоции  на  неодушевленные  предметы.  В  занятие  можно включать приемы сказкотерапии, мандалотерапии, рисование и другие виды

творчества.

Подготовила Е.В. Захарова –зам.заведующего МБДОУ д\с «Солнышко»

 

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1.  Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2.   Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3.  Каждое  утро,  поднимаясь  из  кровати,  думайте  о  чем-то  хорошем, улыбнитесь,  напомните  себе,  что  все  будет  хорошо,  а  вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4.  Планируйте  не  только  свое  рабочее  время,  но  и  свой  отдых.Устанавливайте приоритеты.

5.  Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не  менее  7-8  часов.  Перед  сном  можно  приготовить  успокаивающуюванну с аромомаслами.

6.  Используйте  на  протяжении  дня  короткие  паузы  (минуты  ожидания,вынужденной бездеятельности) для расслабления.

7.  Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

8.  Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря.Руки  поднимите  вверх  и  разведите  в  сторону.  Почувствуйте  силу энергии. Сложите руки на животе.

9.  Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

10.  Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

11. Найдите место для юмора и смеха в вашей  жизни. Когда у вас плохое настроение,  посмотрите  кинокомедию,  посетите  цирк,  почитайте анекдоты.

12. Не забывайте хвалить себя!

13. Улыбайтесь! Даже если не хочется.

14. Находите  время  для  себя:  примите  расслабляющую  ванну,  почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

15. Станьте энтузиастом собственной жизни!

16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу,  помолчите  несколько  минут,  посчитайте  до  10,  выйдите  из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги

на  столе,  поговорите  со  своими  коллегами  на  нейтральные  темы, подойдите к  окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

20. Делайте  дни  “информационного  отдыха”  от  ТВ  и  компьютера. Почитайте что-то интересное.

21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

22. Наилучшим  средством  для  снятия  нервного  напряжения  являются физические нагрузки  –  физическая культура и физический труд. Очень полезным  также  есть  расслабляющий  массаж.  Замечательным

средством  достижения  внутреннего  равновесия  является  йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

23. Музыка – это тоже психотерапия.

24. Позаботьтесь  о  психотерапевтическом  влиянии  среды,  которая  вас окружает  (цветовая  гамма).  Хорошо  успокаивают  нервную  систему зеленый,  желто-зеленый  и  зелено-голубой  цвета.  Хорошо,  когда  дома

стены окрашены  в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую  вещь,  какого-то  из  этих  цветов,  -  и  нервное  напряжение постепенно уменьшится.

25. Отдыхайте  на  природе,  ведь  такой  отдых  замечательно  успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

26. Позитивное  влияние  на  нервную  систему  и  настроение  имеет  и общение с животными.

27. Снять  напряжение  также  поможет  смена  деятельности,  когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

28. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

 

 

Успехов Вам и внутреннего  равновесия!

 

Категория: Наш профсоюз - вместе мы сила | Добавил: Vizevool
Просмотров: 507 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz